|
|
|
Общая черта всех сарафанов — это, конечно, отсутствие рукавов. Можно выделить несколько основных видов традиционных сарафанов: закрытый и немного расклешенный, с открытым лифом, расклешенный или прямой на лямках. Все, кому нравится модное ретро, непременно обратят внимания на эту аутентичную одежду в оригинальном русском стиле. Такую самобытную одежду как длинный сарафан считают исконно русским народным одеянием. Но если взглянуть в глубь веков, то можно понять, что происхождение сарафана, как и самого его названия остается не достаточно проясненным. Вполне вероятно, что исконно русский наряд, корнями уходит в область Скандинавии, а название происходит из персидского языка. Однако сарафан настолько прижился, что стал типичной и традиционной народной русской одеждой, интерес к которой не иссякает до сих пор. Несмотря на то, что первоначально сарафан как таковой был мужским видом одежды, уже начиная с 17 века, он стал частью женского гардероба. Первые упоминания о сарафане можно встретить еще в 13 веке, самое первое из которых относится к Никоновской летописи. Следует заметить, что типично женской одеждой сарафан стал несколькими веками позже.
Сарафан многое мог рассказать о своей владелице, например, откуда она, к какому сословию принадлежит. Орнаменты, украшающие сарафаны, ткани для разных местностей были разные. Так для северных регионов России были характерны модели из красных и синих тканей, украшенные и подпоясанные. Кумашники, китайки, ферязь, тесемочники или саяны — каждая из областей именовала свои сарафаны по разному. Сарафаны могли изготавливаться из разных материалов и зачастую название получали в соответствии с тем материалом из которого были изготовлены или в соответствии с фасоном. Сарафаны различались и по поводу, в соответствии с которым женщина облачалась в тот или иной сарафан. Так были праздничные сарафаны, нарядные, а были повседневные, для работы.
Однимим из самых распространенных и древних фасонов сарафана является так называемый косоклинный сарафан. Для его пошива требовалась тканое полотно в бока которого вставляли клинья, отчего получалась его трапециевидная форма. Спереди сарафана обычно имел застежку на пуговицах, которая могла быть как функциональной, так и декоративной. В зависимости от назначения сарафана для его изготовления применялась соответствующая ткань. Так сарафаны для работы были из грубой ткани, а вот праздничные шились из штофа, атласа или других «непростых» материалов. Помимо косоклинных сарафанов встречались еще и «круглые» или «прямые» модели, на лямках, присборенные вверху. Они были более практичные, удобные и более простые в изготовлении.В основном сарафаны изготавливались из домотканой одноцветной ткани и обильно декорировались орнаментом, нашивками и вышивкой по верху и подолу. Это добавляло им выразительности и самобытности.
С появлением в России европейской моды с ее пышными платьями, кринолинами и великосветскими забавами, сарафан долгое время оставался одеждой простолюдинок и крестьянок. Однако, это относительное забвение, не только ни привело к забвению сарафана, а даже наоборот, в наше время его популярность вернулась и только продолжает расти.
Вполне естественно, что модели сарафанов трансформировались: из «народных» фасоны стали соответствовать веяниям времени. Так, например, юбки сарафанов укоротились, к ним стали добавляться дополнительные элементы. Традиционные сарафаны служили основой для приложения творческой мысли модельеров, однако сами, как и традиции постепенно уходили в тень. Красные сарафаны крестьянок стали служить скорее живописными символами трудовой крестьянской жизни, простой, трудной, незатейливой и поэтому достойной уважения и подражания.
В 50-е годы интерес к сарафанам у женщин несомненно был, но сказать, что они были особенно популярны стало бы преувеличением. Уже тогда можно было явно разделить сарафаны на две главных разновидности: для работы и для отдыха. В модных журналах было представлено достаточное количество «рабочих» или деловых женских сарафанов. Необходимо отдать должное вкусу и чувству стиля модельеров. Предлагаемые дамам деловые сарафаны были довольно строгие и простые по фасону, однако и в этом случае подчеркивалась тонкая талия и изящный женский силуэт.
Такие деловые сарафаны изготавливались из плотных тканей, характеризовались отсутствием ярких декоративных деталей. Хотя, следует заметить, что в качестве декоративных элементов иногда выступала оригинальная строчка и расположение пуговиц. Сарафан в качестве рабочей одежды был хорош тем, что позволял комбинировать с ним рубашку или свитер. Наиболее популярными фасонами сарафанов были модели с прямой юбкой-карандаш или с широкой юбкой, которая могла иметь одну-две складки. Одним из наиболее распространенных видов лифа был закрытый, с широкими лямками, с квадратным или V-образным вырезом. Вполне естественно, что речь не могла идти о подчеркнутой женственности или, тем более, скрытой сексуальности.
В сравнении с этим модели для отдыха выглядели более свободно и раскрепощено, позволяя женщинах выразить свою женственность и привлекательность. Пышные и летящие юбки-клеш «солнце», с воланами или без них, с подчеркнутой линией талии, облегающим лифом на тонких или широких бретельках и открытыми плечами — сарафаны шились из легких тканей и украшались «стильными» для своего времени деталями, в виде, например, банта. Это был образ совершенно другой женщины: романтичной, привлекательной и женственной кокетки.
В 60-е годы популярность сарафана возросла неимоверно. Он стал одним из излюбленных видом одежды молодых и энергичных женщин. Более того, он значительно видоизменился по сравнению с предыдущим десятилетием. В каком-то смысле сарафаны стали стилизовываться под старину, под традиционные сарафаны в русском стиле однако эта «традиционность» сочеталась с короткой длинной юбки, манерой надевать сарафан соло, без дополнения рубашки, свитера или блузы. Это была уже другая романтика и другой женский образ: решительный, уверенный в себе и в тоже время по девичьи хрупкий. Из под ярких цветастых сарафанов смело и в каком-то смысле провокативно выглядывали девичьи колени, а чтобы завершить свой стилизованный «народный» образ девушки часто добавляли к наряду косынки под цвет сарафану.
Самым популярным фасоном сарафана был прямой, а также сарафан с завышенной талией. В качестве декоративных деталей могли выступать воланы, вышивка, оборки, орнаментальная тесьма. Стоит заметить, что фасоны именно этого периода в настоящее время модно отнести к одним из самых модных ретро моделей.
Деловые сарафаны практически не изменились, однако основным вариантом юбки для «рабочего» сарафана стала прямая юбка, более короткая, чем ее предшественницы.
В 70-е годы вернулась мода на сарафаны длинные или в пол. Большим разнообразием фасонов мода на сарафаны в то время не отличалась. Модельеры предлагали прямые модели на лямках, свободного покроя, повязанные на талии тонким и длинным пояском. Квадратный вырез лифа, тонкие шлейки и волан по низу сарафана — это типичный фасон характерный для семидесятых.
Вполне естественно, что встречались вариации типичных моделей, выразительные и экстравагантные.
Деловые сарафаны стали еще более закрытыми и консервативными. Многие модели имели «наглухо» закрытый верх и длинную за колено юбку. Такая одежда должна была подчеркнуть в женском образе ответственность, серьезность сосредоточенность на работе.
В 80-е годы ситцевый сарафан на лямкам становится неотъемлемым элементов гардероба любой женщины. В большинстве случаев это скорее одежды для свободного от работы времени, когда можно расслабиться и чувствовать себя более раскованно.
В таких моделях юбки были непременно широкими и свободными. Лиф вполне мог быть облегающим, выполненным в виде резинки. Создаваемые в том время модели скорее скрывали женскую фигуру, чем подчеркивали ее линии. Облегающие сарафаны встречались крайне редко.
Однако не только такие сарафаны характеризует этот период. Безусловно сарафан стал очень популярным в молодежной моде. Короткие и практичные модели из плотной ткани, джинса, прямые, при этом свободного кроя или трапециевидные, позволяли молодым девушкам чувствовать себя уверенно и независимо. Комбинировали такие модели со свитерами или водолазками. Сформированные такими моделями образы были динамичные и дерзкие.
Для 90-х годов характерна лишь малая доля «сарафанной» романтики. Принципиально новых моделей не встречается, а предпочтение отдается простым и незамысловатым моделям с прямым лифом на лямках и расклешенной юбкой. Отличительной чертой таких сарафанов была достаточно открытая зона декольте, которая иногда подчеркивалась резным лифом. На лифе также могла быть застежка, которая тоже служила акцентом на области декольте. В сочетании с широкой и достаточно длиной юбкой такой образ был одновременно и скромным и сексуальным, образы женщины открытой и романтичной, но знающей себе цену.
Что и говорить, на сегодняшний день сарафан является одним из самых популярны видов женкой одежды. Это универсальная модель одежды, которая хорошо вписывается в гардероб любого стиля. Сарафан отлично смотрится как одежда для офиса, в деловом, классическом стиле. Такие сарафаны обычно выполнены из тканей более плотной текстуры в спокойных и приглушенных тонах как того требует деловой дресс-код. Эффектных фасонов «деловых» сарафанов достаточно много. Они могут быть, например, с верхом на широких, аккуратных бретелях и юбкой-карандаш, или с верхом в виде стильного корсета и юбкой-тюльпан, закрытым верхом без рукавов и трапециевидной юбкой с длинной за колено. «Интеллигентного» шика и тонкого стиля «офисному» сарафану можно придать с помощью аксессуаров, которые, заметим, могут быть той допустимой яркой деталью, разбавляющей скуку делового стиля. Таким аксессуаром может быть кожаный пояс. Вполне естественно, что одной из идеальных спутниц делового классического сарафана может стать белая блуза, которая в комбинации с сарафаном не смотрится излишне пресно. Не менее удачно в сочетании с сарафаном смотрятся легкие блузки и трикотажные кофточки.
Гардероб практически любой женщины невозможно представить без легкого, женственно и романтического сарафана. Модели из струящихся, летящих тканей на тонких бретелях, позволяющих демонстрировать красоту и изящество женских плеч, идеально подходят для того, чтобы подчеркнуть изысканность, утонченность и нежность женского образа.
Сарафан — это удобная, практичная, комфортная, красивая и модная одежда, которая подходит и для работы, и для отдыха. А выбирая в качестве фасона сарафан, который воплощает в себе модное ретро, оригинальный винтаж в русском стиле, это еще возможность быть стильной, оригинальной и неповторимой. Современное модное ретро благодаря современным тканям и оригинальным декоративным элементам превращается в неповторимый наряд, достойный быть в шкафу самой привередливой модницы.
|